логин
пароль
регистрация забыли пароль?
купить диплом
Март 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
"Реальный сектор экономики не останется без господдержки" (20 июня 2011)

В 2009 год Россия вступила с весьма серьезными изменениями в национальном законодательстве, продиктованными во многом требованиями времени и глобализированного мирового рынка.

Особого внимания среди недавно принятых документов правового характера заслуживают законы, направленные на противодействие влиянию международного финансового кризиса и на борьбу с коррупцией.

Реальный сектор экономики не останется без господдержки

В беседе с корреспондентом "Аудитора" заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Олег Коргунов отметил, что в условиях кризиса на мировом рынке, оказывающего негативное влияние и на нашу страну, реальный сектор отечественной экономики не останется без поддержки государства. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что еще на исходе минувшего года на официальном сайте Правительства РФ был размещен перечень почти трехсот предприятий, которым обещана господдержка.

Как известно, весьма серьезную помощь государство оказало национальной экономике еще минувшей осенью, когда выделило из золотовалютных резервов Банка России 50 млрд долл. на предоставление организациям кредитов (займов) в иностранной валюте для погашения их долгов перед зарубежными кредиторами. Предполагалось, что эти деньги через банковскую систему "потекут" не только в финансовые организации, но и к предприятиям реального сектора. Поддержка была направлена на то, чтобы, в частности, обеспечить функционирование ипотеки, кредитование предприятий. Однако значительная часть финансовых средств "застряла" в банках, не желавших расставаться с ликвидностью и больше заботящихся о своем собственном благополучии, чем о здоровье экономики. Поэтому не случайно в декабре парламентом был принят Закон "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направленный на усиление контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделенных в целях поддержки финансовой системы. Естественно при этом, подчеркнул депутат, что финансовый сектор рассматривается парламентариями "как кровеносная система в целом всей национальной экономики".

Конечно, нужны и какие-то дополнительные меры законодательного характера, чтобы ориентировать кредитные организации не только на собственные интересы, но и на интересы всей экономики. Ведь не секрет, что сегодня некоторые банки придерживаются в своей стратегии отчетливо выраженного эгоизма и меркантильности.

По информации Олега Коргунова, в настоящее время банковские кредиты в субъектах Российской Федерации выросли до 25-30 процентов. К тому же получить кредит стало сложнее. Более того, банки стали увеличивать залоговую стоимость при ипотечном кредитовании. Человек заложил, например, квартиру, узнал цены на недвижимость в Болгарии и взял ипотечный кредит. Но ситуация на рынке жилья изменилась. Банк, решив, что ранее полученного залога под кредит недостаточно, требует, чтобы граждане, которые взяли кредит, вносили что-то дополнительно под ранее выданные кредиты.

Депутат лично убедился в этом на примере Саратова. "Считаю, что банки поступают неправильно, когда увеличивают залоговую стоимость по своему усмотрению, руководствуясь не столько законами, сколько внутриведомственными инструкциями. Плюс к этому банки стали повышать стоимость кредита. В том же Саратове ставка Сбербанка была 13, сегодня -до 15,5 процентов. У ВТБ 24 была 14, стала - 10,1 процентов и т.д. Крайне плохо и то, что банки вопреки политике руководства страны перестали выдавать кредиты предприятиям реального сектора, в том числе на строительство, на поддержку малого, среднего бизнеса. И это сегодня приводит к остановке производства".

В отличие от нас за рубежом, в том числе в США, в условиях кризиса делается все возможное для доступности банковского кредита. Идут на то, чтобы давать его чуть ли не под нулевой процент. У нас же ЦБ давал его в последнее время под 8,5 процентов. А в субъектах Федерации сегодня, как уже отмечалось, чтобы реально получить кредит, приходится соглашаться на 25—30. Естественно, в период кризиса, снижения цен на все товары, на производство брать кредит под такой процент неэффективно. На это указывал и Президент РФ в своих новогодних поручениях. И парламенту России в ближайшее время, несомненно, придется принимать решения, направленные на совершенствование банковского законодательства, в том числе на содействие доступности банковского кредита.

Что касается непосредственно поддержки государством реального сектора, то Олег Коргунов обратил внимание на деятельность правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Ею уже утвержден список стратегических предприятий, нуждающихся в государственной поддержке на федеральном уровне.

По информации представителей Правительства, в том числе министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, меры госпомощи могут быть разными. Это могут быть госгарантии по кредитам, меры по субсидированию процентных ставок, поддержка государственным или муниципальным заказом. Возможно и использование такой меры, как вхождение государства в капитал предприятия.

Как следует из сообщений СМИ, изначально было подготовлено два списка: один — по принципу значимости (в него вошли прежде всего градообразующие предприятия), второй — по отраслевому принципу, Было решено, что поддержку получат системообразующие предприятия энергетики, транспорта, связи, химии, нефтехимии, металлургии, производители строительных материалов, ритейл, аптечные сети и автопром. Затем оба списка объединили в один. Но вполне вероятно, что и этот список еще будет дорабатываться с учетом конкретных обстоятельств и возможных перспектив. И это очень правильный подход, считает Олег Коргунов - Ведь есть, например, градообразующие предприятия, которые будут развиваться. И надо посмотреть, насколько финансовые вливания дадут новый импульс развитию предприятия. А есть и такие градообразующие предприятия, у которых нет интереса к развитию. Они заняли свой сектор, и им этого достаточно. В связи с этим появляются определенные опасения, что деньги, которые придут к ним, будут просто проедаться.

Комиссия Игоря Шувалова уже подсчитала, что компаниям из списка, о котором идет речь, в 2009 году потребуется до 3,2 трлн руб. на замещение дефицита кредитных ресурсов. Но пока Правительство на господдержку системообразующих предприятий зарезервировало только 625 млрд руб., из которых 300 млрд руб. уйдет на госгарантии по кредитам, а 325 млрд руб. - на прямую госпомощь. При этом список получателей помощи, как обещали Игорь Шувалов и Эльвира Набиуллина, за счет регионов может разрастись до полутора тысяч наименований. Так что к поиску финансовых средств для реального сектора подключится и парламент.

Кстати, далеко не все эксперты соглашаются с благотворным эффектом от наличия такого списка, который, по мнению некоторых из них, может породить иждивенческие настроения и не будет стимулировать бизнес искать собственные антикризисные решения. А некоторые аналитики высказывают опасение по поводу того, что может быть установлен жесткий контроль над деятельностью компаний, получающих госпомощь.

С контролем надо быть осторожными, полагает Олег Коргунов. Но и полностью отказаться от контроля финансовой помощи тоже не следует, иначе это приведет к выбрасыванию денег на ветер. Не секрет, что в последнее время многие люди отвыкли работать. Дело доходит до неосвоения денег на национальные проекты. Причем речь идет не о каких-то незначительных просчетах, а о том, что национальные проекты и инвестиционные программы выполняются примерно на 65 процентов. О чем это говорит? Значит, не везде эффективны менеджеры, администраторы и т.д. Где-то, например в Мордовии, деньги используют разумно — строят, развиваются. Поэтому и кризис их особо не коснулся. А есть регионы, где процент выполнения инвестиционных программ крайне низок.

Коснувшись ответственности менеджмента, депутат, в частности, обратил внимание на то, что в регионах вызывает определенную напряженность у населения работа банкоматов, которые нередко простаивают без денег. Что нужно, чтобы банкомат работал? Следить за тем, чтобы в нем были деньги. Ведь в понятии простого обывателя банк — это магазин, который торгует деньгами, филиал — маленький магазин, а банкомат - ларек. Если нечем заполнить даже ларек, то, значит, и в большом магазине нет денег. Казалось бы, сегодня, чтобы снять социальную напряженность, надо увеличить сеть банкоматов. Ведь миллионы людей перевели на пластиковые карточки. А банкоматы зачастую стоят пустые или только с крупными купюрами. В конце концов, сделайте купюры не по 5000, а по 500 рублей, но деньги в них должны быть. Тогда не возникнет ненужного ажиотажа. А то ведь приходят к банкоматам студенты, пенсионеры, служащие за своей зарплатой, а в банкоматах для них нет денег. Какое настроение возникает у этих людей?

"Невольно вспоминается кризис 1998 года, - говорит Олег Коргунов. — Тогда была потеряна вера в банковскую систему и года три люди хранили деньги в чулках. Нужно ли возвращаться к этому?". А ведь человек, даже имеющий деньги на депозите, столкнувшись с "немым" банкоматом, невольно захочет все деньги снять со счета и хранить дома. Хотя бы для того, чтобы не тратить свое время на общение с безмолвными банкоматами.

Более того, в иных коммерческих банках дело доходит до того, что за операцию получения денег они взимают до 10 процентов от общей суммы. Были такие безобразные случаи. Спрашивается, надо ли таким образом подрывать авторитет банковской системы в глазах населения, в том числе и тех граждан, которые трудятся в реальном секторе?

Конечно, и в условиях кризиса банковская система продолжит выполнять свою функцию кровеносной системы экономики. Важно только, чтобы она выполняла эти функции более эффективно, наращивая при том и свой финансовый потенциал, и свой авторитет в обществе. Именно под таким углом зрения будут рассматриваться в парламенте в ближайшей перспективе все законодательные инициативы банковского характера, в том числе и тот законопроект, который предусматривает существенное увеличение минимального размера уставного капитала банка. Ведь всем понятно, что общество только выиграет, если слабенькие, неэффективно действующие кредитные организации, не способные конкурировать ни на рынке банковских услуг, ни на рынке капитала, уйдут из банковской системы, сольются с более сильными банками. В то же время есть и такие небольшие региональные банки, которые действуют в своей нише достаточно эффективно, оказывая необходимые услуги населению, кредитуя малый бизнес. Видимо, есть прямой смысл не просто сохранить их, но и создать условия для их развития, капитализации.

Беседовал Е.Смирнов (Аудитор, №2/168, 2009).

http://www.newvers.ru/

Имя:
Фамилия:
E-mail: