ОАО "РЖД" разработало программу комплексного развития железных дорог Монголии.

19-03-2009

ОАО "РЖД" разработало предложения, направленные на комплексное развитие железных дорог Монголии. Об этом сегодня в Улан-Баторе сообщил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов на форуме "Транзит Монголия".

"Для освоения прогнозируемых объемов перевозок и обеспечения безопасности и эффективности перевозочного процесса требуется реализовать расширенный комплекс мер, направленных на модернизацию существующей железнодорожной инфраструктуры, обновление парков подвижного состава, а также внедрение современных технологий управления перевозочным процессом", - заявил Вадим Морозов.

В рамках программы предусмотрено строительство новой железнодорожной линии Зуунэбаян – Тавантолгой для обеспечения возможности экспорта угля, как в направлении Китая, так и по северному маршруту через дальневосточные порты России. Кроме того, в перспективе при наличии соответствующих условий строительство дополнительной железнодорожной ветки Баянтумэн – Бор-Ундер для сокращения протяженности северного маршрута и обеспечения возможности разработки месторождений восточных районов Монголии.

По словам Вадима Морозова, в целях реализации программы монгольской и российской сторонами была одобрена схема реализации проекта, в основе которой создание российско-монгольского совместного предприятия с 50% участием ОАО "РЖД". СП будет отвечать за проектирование и строительство новых линий, финансирование всего проекта, в том числе финансирование модернизации инфраструктуры АО "УБЖД".

Разработчики проекта отмечают, что строительство железнодорожной инфраструктуры сложный и капиталоемкий процесс, поэтому достижение окупаемости в кратчайшие сроки только за счет железнодорожного тарифа затруднительно, а установление завышенных тарифов может негативно повлиять на экономические параметры освоения месторождений и затруднить реализацию этих проектов.

Предполагается, что окупаемость можно достичь за счет внесения в СП с монгольской стороны прав на разработку месторождений, либо долей в создаваемых совместно с инвесторами добывающих компаний. Доходы от их эксплуатации будут формировать источник для возврата инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. При этом СП не будет самостоятельно заниматься разработкой, а создаст дочерние компании, к участию в которых будут привлечены специализированные инвесторы.

Как рассказал Вадим Морозов, реализация такого крупного инфраструктурного проекта создает возможности по развитию на территории Монголии производств, необходимых для строительства железной дороги. Как пример: реализация проекта потребует ориентировочно 330 тысяч тонн новых рельсов, около 4,8 млн штук железобетонных шпал, а также порядка 7,4 млн кубометров щебня. В случае установки на комбинате Дархан соответствующего прокатного стана, строительства новых заводов по производству шпал и щебня все эти заказы могут быть размещены на территории Монголии. А после завершения строительства железной дороги продукция этих предприятий может поставляться на экспорт в соседние страны – Россию и Китай.

"Реализация предложений ОАО "РЖД" позволит Монголии достигнуть ряда стратегических целей, в частности, комплексного развития железнодорожной сети страны, создания необходимой транспортной инфраструктуры для разработки месторождений, повышения эффективности транзита через Монголию российских, китайских и европейских грузов, а также развития промышленности и сельского хозяйства Монголии в регионах тяготения железной дороги", - отметил Вадим Морозов.

 

*****

 

АО "Улан-Баторская железная дорога" играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. Свыше 60% грузовых перевозок страны приходится на долю именно железнодорожного транспорта. Около 70% населения Монголии проживают в регионах, соединенных железнодорожными линиями.

При этом состояние железнодорожной инфраструктуры Монголии и ее эксплуатация характеризуется рядом проблем, требующих скорейшего решения. Прежде всего, это высокая степень износа и недостаточная мощность конструкции верхнего строения пути (протяженность участков с рельсами Р-50 на деревянных шпалах составляет около 80%, а протяженность участков с просроченным капитальным ремонтом составляет около 60% от общей протяженности главных путей дороги).

В виду большой протяженности перегонов и устаревших средств сигнализации и связи существуют "узкие" места в пропускной способности Улан-Баторской железной дороги.

Высокой степенью износа характеризуется и парк подвижного состава. Так, например, доля магистральных локомотивов со сроками службы более 25 лет составляет 85%, доля вагонов со сроками службы более 35 лет – около 70%. Недостаточное оснащение техникой и оборудованием предприятий, связанных с перевозочным процессом; одним из проблемных вопросов в путевом хозяйстве является физический и моральный износ средств диагностики и контроля пути.

В то же время техническое перевооружение и внедрение прогрессивных технологических процессов позволит повысить размеры транзитных перевозок на Улан-Баторской железной дороге и улучшит качественные показатели эксплуатационной работы: оборот вагона, средний вес поезда, участковую скорость.


Источник: ОАО "РЖД"