Формирование Таможенного союза
Тезисы выступления министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной на совместном совещании Минэкономразвития России и РСПП.
Уважаемые коллеги!
Задача создания Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России – государств, составляющих основу Евразийского экономического сообщества – была поставлена руководителями стран ЕврАзЭС еще в августе 2006 года. В 2007-2008 годах между Белоруссией, Казахстаном и Россией было заключено 27 международных договоров, составляющих договорно-правовую основу Таможенного союза. Принятые документы направлены на решение следующих задач:
– установление единого порядка торговли товарами с третьими странами;
– унификацию таможенного администрирования;
– формирование системы органов управления Таможенного союза, которым будут переданы полномочия по регулированию внешнеторговой деятельности.
Однако мы лишь в начале пути. Нас ждет еще большая работа как по формированию договорно-правовой базы (предстоит принять еще порядка 15 документов), так и в части практических действий, направленных на создание союза.
Так, уже в ближайшей перспективе предстоит:
– согласовать параметры регулирования внешней торговли, определяемые единым таможенным тарифом и системой мер нетарифного регулирования;
– установить четкую последовательность действий по переносу контрольных функций на внешние границы Таможенного союза;
– разработать и принять единый Таможенный кодекс;
– создать механизм зачисления и распределения таможенных и налоговых платежей при ввозе товаров.
Сроки очень сжатые. Главами государств поставлена задача по ускорению процессов формирования Таможенного союза – единая таможенная территория должна заработать уже в следующем году.
Понятно, что изменения в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, которые повлечет создание Таможенного союза, напрямую затрагивают интересы бизнеса. Поэтому мы выступили с инициативой, которая была одобрена первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым, о создании Координационного совета Таможенного союза для организации работы с бизнесом в трехстороннем формате. Также мы обратились к членам Комиссии Таможенного союза В.С.Школьнику и А.В.Кобякову, представляющим в Комиссии Казахстан и Белоруссию, с аналогичным предложением. Уже получен ответ от белорусской стороны – они приступили к формированию национальной части Координационного совета.
Основная задача Координационного совета – организация эффективного диалога с бизнесом для определения интересов предпринимательского сообщества в рамках Таможенного союза, а также разработка рекомендаций органам исполнительной власти, участвующим в подготовке нормативной правовой базы Таможенного союза.
Полагаю, что такое сотрудничество будет полезно всем. С одной стороны, вовлечение предпринимательского сообщества в интеграционный процесс предоставит деловым кругам возможность подготовить российские предприятия, как в центре, так и в регионах, к условиям работы на единой таможенной территории. Это важно, поскольку создание Таможенного союза будет означать для экономических операторов существенное изменение условий их работы.
С другой стороны, участие представителей деловых кругов в работе по формированию Таможенного союза позволит выработать позицию России, в полной мере отражающую интересы российской экономики по ряду ключевых практических вопросов.
Главная цель нашей встречи – определить формат и тематику взаимодействия российских деловых кругов и органов государственной власти в работе по формированию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Очень хотелось бы сделать эту работу коллективной и взаимовыгодной.
Справка об этапах формирования Таможенного союза
Главы государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года поручили подготовить и подписать пакет документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза.
В период с октября 2007 года по декабрь 2008 года главами государств и главами правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации были подписаны 27 международных договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру Таможенного союза, механизмы регулирования торговли с третьими странами.
Основы договорно-правовой базы Таможенного союза трех государств на сегодняшний день сформированы; в 2009 году предстоит подготовить и подписать еще порядка 15 документов, развивающих и конкретизирующих положения базовых договоров.
На сегодняшний день наиболее актуальными являются следующие задачи:
1. Формирование единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принятие базовых норм в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований.
2. Разработка и принятие единого таможенного кодекса. Подготовка проекта должна быть завершена к третьей декаде мая 2009 года, принятие кодекса планируется к 1 октября 2009 года, вступление в силу – с 1 июля 2010 года.
3. Создание единой таможенной территории и перенос таможенной границы на внешний контур таможенного союза. Предполагается введение единых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности с 1 января 2010 года, перенос контроля с российско-белорусской границы на внешний контур – с 1 июля 2010 года и перенос контроля с российско-казахстанской границы на внешний контур – с 1 января 2011 года.
4. Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, акцизов при ввозе товаров должна быть завершена к 1 января 2010 года, применение этого механизма в тестовом режиме – с 1 апреля 2010 года и введение в действие – с 1 июля 2010 года.
5. Проведение работ по формированию единого торгового режима. В настоящее время у России имеется порядка 120 базовых торговых договоров с третьими странами, у Казахстана – 50, у Белоруссии – 40, и обязательства по этим договорам во многом не совпадают. Необходимо, во-первых, проанализировать существующие торговые режимы и согласовать между участниками таможенного союза параметры будущего единого торгового режима. Во-вторых, обеспечить установление согласованного режима путем заключения необходимых договоров с внешними партнерами.
Источник: Министерство экономического развития РФ