Концепция переменилась
ФТС планирует в 2010 году начать оформлять грузы, прибывающие морем, только в портах. Эксперты прогнозируют, что это потребует корректировки многих процессов, в частности усложнит формирование скоростных контейнерных поездов.
Таможенный кодекс допускает оформление груза как непосредственно в порту, так и по месту регистрации импортёра. Старший менеджер компании «Эрнст энд Янг» Галина Донцова говорит, что большинство предпочитает оформлять товар по месту регистрации, поскольку на границе ещё нет условий для быстрой обработки контейнеров.
Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Всеволод Титов, предложение ФТС может создать проблему с формированием блок-поездов.
Такие поезда, как правило, загружаются грузом разных импортёров, следующим до одной станции назначения.
«С точки зрения таможни они рассматриваются как единый объект, на который оформляются общие перевозочный документ и таможенная декларация», – объяснил Вячеслав Титов.
Контейнерные блок-поезда требуют на порядок меньше времени на таможенное оформление. До того как объём перевозок начал падать, из Владивостока отправлялось до 30 блок-поездов в месяц.
Но если каждую партию контейнеров будут оформлять в порту, то время сбора груза для формирования одного маршрута значительно увеличится, оборот платформ резко замедлится.
Заместитель генерального директора «Русской тройки» Андрей Мунькин подтвердил, что для его компании гораздо выгоднее, когда весь груз следует по принципу таможенного транзита. «Главное наше конкурентное преимущество – это скорость доставки, а таможенное оформление на границе требует времени и создаёт неудобства, – говорит Андрей Мунькин. – Контейнеры приходится выгружать на таможенные площадки в несколько ярусов, искать и доставать те, которые выбраны для досмотра».
То есть если будет разрешена обработка импорта только в портах, то грузоотправителю придётся решать проблему: то ли дожидаться, пока придёт достаточно однородного груза для формирования блок-поезда, то ли менять логистику.
Между тем ещё в апреле прошлого года коллегия ФТС приняла решение о переносе таможенных операций из портов на терминалы за их границами, объясняя это тем, что из-за задержек с оформлением порты оказались забиты грузами.
Однако концепция переменилась, когда порты стали испытывать падение оборота. В связи с этим у таможенников появилось время для более тщательного досмотра, и они этим пользуются, считает вице-президент FESCO Сергей Костян.
В ФТС предполагают, что грузооборот портов может увеличиться, и уже намечены меры, которые позволят не задерживать грузы в порту. Как сообщил «Гудку» представитель ведомства Дмитрий Котиков, в настоящее время разрабатывается план деятельности так называемых сухих портов, на которых и будут осуществляться хранение и досмотр. «Это позволит увеличить эффективность таможенного контроля», – уверен Дмитрий Котиков.
Автор: Сергей Плетнёв
Источник: «Гудок»