Сообщающиеся сосуды
Экспортёры испытывают дефицит контейнеров для вывоза продукции. Регуляторы предлагают логистическим компаниям самостоятельно исправить этот дисбаланс.
Как рассказали «Гудку» в департаменте управления перевозками ОАО «РЖД», в первом квартале импорт в контейнерах упал на 38%, составив 16 млн тонн, а экспорт в то же время уменьшился всего на 14% – до 86,1 млн тонн. Между тем компании-перевозчики предпочитают использовать контейнеры из-под импорта, обеспечивая таким образом их загрузку в обоих направлениях. Отечественных контейнеров всего 10–15% от общей массы.
Падение импорта привело к тому, что в страну ввезли меньше тары, чем необходимо для экспорта.
Директор по операциям и продажам ЗАО «Урал-Контейнер» Владимир Демьяненко отмечает, что на Урале экспорт превышает импорт примерно в два раза. Контейнеров остро не хватает, крупные международные компании сократили ввоз грузов на 60%.
Член правления Вентспилсского порта Александр Васильев подтвердил «Гудку», что в порт прибывает больше контейнеров, чем отгружается в Россию.
Владимир Демьяненко для возвращения в страну иностранных контейнеров предлагает понизить ставку на порожний пробег, составляющую сейчас до 60% от перевозки гружёного контейнера. Заместитель руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Тонких возражает, считая, что этим иностранные компании в Россию не завлечь, поскольку падает спрос и стремительно дешевеет рубль.
Руководитель Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Николай Рыжков предлагает не ждать иностранных контейнеров, а наращивать собственный парк.
Но компании не спешат решать проблему таким способом, потому что российские контейнеры на 35% дороже китайских аналогов, отмечает вице-президент Евро-Азиатского транспортного союза Олег Дунаев.
Руководитель Росжелдора Геннадий Петраков полагает, что в сложившуюся ситуацию вмешиваться не стоит: важна правильная логистика, и исправить положение должны сами логистические компании.
Андрей Тонких не столь категоричен. Он соглашается, что нехватка контейнеров – это проблема тех бизнес-структур, которые работают с ними, «но министерство готово и будет помогать им в этом».
Автор: Сергей Плетнёв
Источник: «Гудок»